Содержание коррекционной работы ДОУ
Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ООПДО.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Коррекционная работа в МДОУ «Журавушка» протекает в двух направлениях: психологическое сопровождение дошкольников и логопедическая помощь воспитанникам, имеющих нарушения речи с целью обеспечения равных стартовых возможностей и эффективной подготовки детей к школе.
Деятельность педагога – психолога регламентируется Законом РФ «Об образовании», федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», должностной инструкцией педагога – психолога.
Цель работы педагога – психолога: создание благоприятных социально-психологических условий для всестороннего гармоничного развития личности ребенка
Задачи:
Определение уровня развития познавательных процессов, эмоциональной и личностной сферы.
Своевременное выявление и коррекция факторов, которые могут привести к задержке психического, интеллектуального или нравственного развития ребенка.
Выявление одаренных детей среди воспитанников детского сада и реализация целевой программы «Одаренный ребенок» в рамках ДОУ.
Создание условий для полноценного психического развития ребенка в процессе коррекционно-развивающих занятий (групповых и индивидуальных).
Повышение психологической культуры педагогов и родителей.
Психолого-педагогическое сопровождение подготовки ребенка к обучению в школе.
Создание условий для обеспечения психологической коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи этой категории в освоении образовательной программы.
Направления работы педагога-психолога в ДОУ: диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа, просвещение, методическая работа.
Диагностика проводится в течение учебного года по плану. Возраст детей от 3 до 7 лет. Консультирование для родителей и педагогов по результатам диагностических исследований. Консультирование педагогов и родителей по запросу.
Коррекционно-развивающая работа. Групповые коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы проводятся в старшей и подготовительной группах по программам Н.Ю. Куражевой «Цветик-Семицветик». Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия в младшей, средней, старшей и подготовительной группах. По программам М.Р. Григорьевой «Лаборатория профессора Ума»; И. А. Пазухиной «Давай познакомимся!»; В. Л. Шарохиной «Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя, старшая группы»
Просвещение. Для повышения уровня знаний психологии ребенка дошкольного возраста, в течение учебного года размещается информация и рекомендации для родителей и педагогов на стенде педагога-психолога, и на сайте детского сада. Психолог дает устные и письменные рекомендации родителям в родительском уголке.
Повышению уровня психологической культуры способствуют выступления психолога на родительских собраниях. Групповое психологическое просвещение педагогов проводится, на педсоветах.
Методическая работа. Для повышения уровня профессиональной компетентности в течение года: посещение и участие в семинарах, курсах, тренингах, открытых занятиях, методических объединениях.
Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка. Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.
Деятельность учителя-логопеда регламентируется Положением «Об оказании логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения речи» МДОУ «Журавушка», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», должностной инструкцией учителя – логопеда.
Основные задачи оказания логопедической помощи:
Осуществление диагностики речевого развития воспитанников ДОУ.
Определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевых дефектов.
Оказание своевременной коррекционно – педагогической помощи детям с различными формами речевой патологии.
Оказание консультативной помощи педагогическим работникам ДОУ и родителям (законным представителям) воспитанников по вопросам предупреждения и устранения речевых нарушений.
На занятия зачисляются дети 3-7 лет, имеющие фонетические и фонетико – фонематические нарушения, не резко выраженное общее недоразвитие речи: простую и сложную дислалию, легкую степень дизартрии. Правом внеочередного зачисления пользуются дети в возрасте 5-7 лет, имеющие речевые нарушения, препятствующие успешному усвоению образовательных программ ДОУ. Список детей, подлежащих зачислению на логопедические занятия, утверждается решением ППк и приказом руководителя ДОУ. Выпуск детей осуществляется в течение всего учебного года после устранения речевых нарушений.
План работы ППк на 2020-2021 учебный год
Положение о ППк МДОУ Журавушка