Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
На сегодняшний день в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом в дошкольных учреждениях большое внимание
уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых
является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных
возможностей ребенка, поэтому дошкольных учреждениях уделяется большое внимание работе, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Одной из главных задач и нашего сада является: сохранять, укреплять
физическое, психологическое и социальное здоровье дошкольника.
Дошкольный возраст является решающим в формировании здоровья. Именно в период до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Под здоровым образом жизни понимается активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья. Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает использование эффективных педагогических технологий. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ – это технологии, направленные на решение задач сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей-педагогов-родителей.
Здоровьесберегающие технологии, которые мы используем, тесно перекликаются с целями и задачами работы по всем направлениям развития ребенка и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку. Здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
В нашем ДОУ созданы все условия для обеспечения здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:
− построение образовательного процесса, способствующего здоровьесбережению дошкольников;
− организация разных видов деятельности детей в игровой форме;
− оснащение группы оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
В группах проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:
1. Соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН.
2. Облегченная одежда в детском саду (внутри учреждения).
− Утренняя гимнастика.
− Гимнастика после сна.
− Дыхательная гимнастика
− Пальчиковая гимнастика
− Гимнастика для глаз
− Психогимнастика
3. Ребристые дорожки – для профилактики плоскостопия.
4. Правильная организация прогулок и их длительность.
5. соблюдение сезонной одежды воспитанников (индивидуальная работа с родителями).
6. Мытье прохладной водой рук по локоть.
7. Находят применение народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций.
8. В группах воспитатели проводят с детьми корригирующую и дыхательную гимнастику после дневного сна.
9. Осуществляется воздушное, солнечное закаливание (летом).
Важная роль в рамках здоровьесберегающих программ отводится противоэпидемической работе и медицинскому контролю работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами.
Большое внимание уделяется санитарно-просветительной работе. Оформляются папки передвижки, ширмы для родителей на различные темы.
Практика показывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности воспитательной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка, на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии необходимо включать не только в образовательную работу, но и в домашнюю, что является важным условием для полноценного развития детей, их социальной адаптации, формирования как физической, так и психологической культуры. Родители являются примером подражания для своих детей и авторитетом. Поэтому очень важно чтобы родители прислушивались к советам, рекомендациям воспитателей по организации режима дня, досуга дома.
Правильная осанка - гарант здоровья ваших детей
Роль семьи в физическом воспитании ребенка
Советы родителям гиперактивного ребенка
Мероприятия, посвященные Всемирному Дню здоровья