Эффективность образовательной деятельности ДОУ зависит от взаимодействия с другими социальными структурами. Модель организации образовательной деятельности максимально учитывает особенности не только образовательного учреждения, но и окружающего социума.
Наш детский сад успешно и плодотворно сотрудничает с Домом культуры, сельской библиотекой, школами №1 и №2 поселка Невон, районной детской школой искусств и родителями. С социальными партнёрами заключаются договоры о сотрудничестве, что предполагает системность взаимодействия детского сада с социумом.
1.Традиционно воспитанники детского сада, совместно с педагогами принимают активное участие в мероприятиях Сельского Дома Культуры п. Невон: концерт, посвященный празднованию Великой Победы, митинг и возложение цветов к памятнику защитникам Родины, «День пожилого человека», «День добра и милосердия», концерт посвященный Дню Матери. В Доме культуры провели благотворительную ярмарку «Светлая Пасха», «Выпускной бал». Эти мероприятия формируют у детей чувство единения с родным селом, чувство патриотизма, свою значимость для окружающих, помогают усвоить основы культуры поведения, способствуют решению задач художественно-эстетического развития дошкольников.
2. Детский сад тесно сотрудничает с СП «Сельская библиотека»: составляется совместный тематический план мероприятий, вызывающие интерес у детей: экскурсия по библиотеке литературно-познавательные часы «В гостях у сказки» (старший возраст), развлечения «Широкая Масленица», «Мир насекомых», игры – викторины, совместные занятия «Вся семья вместе – так и душа на месте», «Путешествие в мир животных», тематические выставки «Волшебная страна сказок», «Детские книги», «Моя любимая книжка»., проекты «Книжкина неделя», «Книга – лучший друг» (старший дошкольный возраст). Школьники начального звена СОШ № 1 п.Невон совместно с библиотекой проводят для воспитанников ДОУ разнообразные мероприятия: театрализованные представления «Как звери приготовились к зиме», «Осенние приключения», «Как ежик к зиме готовился».
3. Вопросу преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы мы уделяем особое внимание. Между нашим детским садом и школами поселка установились прочные деловые отношения. Цель нашей работы по преемственности – подготовить ребенка – дошкольника к успешному восприятию школьной программы, развить у него словесно-логическое мышление, воображение, дать стимул к познанию окружающего мира, обеспечить условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребенка.
Осуществление преемственности проходит по трем направлениям:
* Работа с детьми включает в себя: экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы, участие в совместных праздниках (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
* Взаимодействие педагогов: совместные заседания ПМПк (ДОУ и школа), семинары, мастер- классы, круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы, психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; в этом году мы запланировали проведение психологами школ диагностики по определению готовности детей к школе, открытые показы просмотры занятий в ДОУ и открытых уроков в школе.
* Сотрудничество с родителями: совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы, круглые столы, дискуссионные встречи, родительские конференции, консультации с педагогами ДОУ и школы, встречи родителей с будущими учителями, дни открытых дверей, анкетирование, тестирование родителей для изучения семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе и др.
4. Воспитывать детей нужно на конкретных примерах, исторических событиях. И в этом нам на помощь приходит музей. На базе школы № 2 организован краеведческий музей, и действует кружок для старшеклассников «Юные историки краеведы». В первую очередь педагоги ДОУ и представитель краеведческого музея сформулировали цель работы: изучение краеведения как элемента дошкольного образования и разработка активных методов ознакомления старших дошкольников с историей родного края на основе взаимодействия дошкольного учреждения с краеведческим музеем.
Для реализации цели применяются разнообразные формы работы:
посещение музея «Русская изба» в детском саду; рассматривание альбомов и детских энциклопедий, иллюстраций о предметах старины, знакомились с музеем, что это такое и как себя нужно вести в музее; создание мультимедийных пособий «Русский народный костюм», «Быт и потребности человека в разные времена», «Эволюция бытовой техники», «Волшебная береста»; в рамках проекта «Добрые дела» ребята старших классов из кружка «Юные историки и краеведы» помогают на прогулочных участках чистить снег и формировать горки для малышей; оформление мини-музеев в группах ДОУ «Волшебная береста».
5. На основе многолетней практики сотрудничества нашего детского сада со школами искусств посёлка и города, и картинной галереей разработана определенная дидактическая последовательность развития у детей художественно-эстетических знаний. Проведение экскурсий в картинную галерею является одним из лучших видов деятельности для ознакомления детей с окружающим миром и неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания. Очень полезным является проведение выездных экскурсий и выставок картинной галереи и городских музеев в детском саду. Наши воспитанники с удовольствием принимают гостей и узнают много нового, не покидая пределов детского сада. В доступной форме дошкольники знакомятся с историческим прошлым и настоящим Сибирской земли, с культурным наследием родного края (с произведениями поэтов, художников, музыкантов, архитекторов, фольклором, обрядами, ремеслами), даётся представление об истории развития города и посёлка, традициях его жителей. О результатах совместной работы дошкольного учреждения и картинной галереи, можно судить по достижениям детей и их родителей. На протяжении нескольких лет детская картинная галерея «Бурундучок», Школа искусств № 2 г.
Усть- Илимска при участии ДОУ «Журавушка» организуют выставки детского творчества, а также совместного творчества детей и их родителей.
6. Ближайшим социальным партнером дошкольного образовательного учреждения в воспитании и развитии детей является семья. Для эффективного взаимодействия с семьями в нашем ДОУ создан родительский клуб «Истоки». При организации встреч клуба мы используем разные формы: круглый стол, тренинги, семинары, практикумы, тематические праздники, видеоматериалы по организации жизни детей в ДОУ и семье.
В заседаниях родительского клуба принимают участие представители различных организаций поселка и района: руководитель студии по изготовлению народной куклы, которая провела для родителей мастер – класс «Народная игральная кукла»; участницы ансамбля «Сударушки»; атаман казачьего войска Усть – Илимского района, который провел беседу с родителями о традициях семейного воспитания казачества; заместитель директора по внеклассной работе школы №2 п. Невон, которая вместе со своими учениками приняли участие в заседании клуба на тему «Защитит детей закон»; директор сельского дома культуры и директор спортивного центра «Молодежный» поселка Невон приняли участие в дискуссии по правам ребенка в рамках круглого стола.